День знаний
Пасха
Далее осень
Выберите Ваш город X

Наш блог Предпринимательство и образование: проблемы и решения

Роль педагога в современном образовании. Статья для преподавателей ВУЗов.

Роль педагога за последнее десятилетие свелась к ознакомлению обучающихся с основами наук: гуманитарных и естественных, технологических, т. е. преобладал однобокий прагматический подход, ориентированный на сложившуюся систему разделения квалифицированного труда, другими словами, шла подготовка педагогов для выполнения узкоспециализированных функций, и не уделялось достаточного внимания духовному и гражданскому становлению личности студента.

Разработка новых стандартов высшего профессионального образования дает возможность ознакомления педагогического студенчества с основами дисциплин естественно-научного цикла: математики, информатики и др. Целями этих нововведений являются обеспечение фундаментальности гуманитарного и социально-экономического образования, преодоления определенной обособленности от естественно-научной и технико-технологической составляющих человеческой культуры.

Желаемый результат этого универсального подхода – подготовка хороших специалистов способных целостно воспринимать и анализировать сложные проблемы общества, а значит и способных к поиску новых нестандартных решений насущных проблем. Главным действующим лицом изменений в системе образования выступает учитель как субъект педагогического процесса.

Проблема подготовки преподавателей продиктована современным состоянием теории и практики образования. На первый план выходит исследовательская педагогическая деятельность, основанная на умении анализировать эффективные новые научные системы и обучающие технологии, адаптировать имеющийся уже эффективный педагогический опыт.

Исследовательская деятельность – деятельность, которая дает возможность осмотреть какой-либо процесс, предмет для выяснения причин, свойств, закономерностей, изучения взаимосвязей. Образованность и профессиональная компетентность педагога сегодня - это не только владение основами профессиональных знаний, но и стремление к самосовершенствованию, саморазвитию творческих сил с целью полной самореализации в реальной педагогической деятельности.

К педагогу предъявляются новые требования, и он должен уметь решать новые задачи, такие как удовлетворение потребностей личности в получении культурологической и качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщения к научно-исследовательской деятельности.

Сейчас уже сложились социальные, теоретические и практические возможности для исследования стоящих проблем развития "нового" педагога, способного к проведению реформы и осуществлению эффективной преобразовательной деятельности.

Выпускник педагогического вуза должен уметь решать проблемы в соответствии со стандартом. Это предполагает, что помимо психолого-педагогической деятельности он должен обладать следующими навыками:

1) владения педагогическими технологиями, современными техническими средствами обучения;
2) умения осуществлять проектную работу вплоть до результата;
3) владения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента, маркетинга, умения применять их при реализации собственной продукции и услуг;
4) умения пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети;
5) управления профессиональной группой или коллективом на основе знаний психологии и этики делового общения;
6) понимания тенденций и основных направлений развития НТП.

Успеха в формировании этих навыков можно добиться только при условии постоянного осмысления собственной деятельности с научных позиций. Это обстоятельство повышает значение всех форм обращения студентов к самостоятельному углубленному изучению достояния педагогической, гуманитарной, естественно-научной и технико-технологической науки и к участию в научно-исследовательской работе, подготовке рефератов, докладов, курсовых и дипломных (выпускных) работ. Учится исследовать- это часть профессиональной подготовки учителей.

В процессе такой подготовки студенты учатся решать как стоящие практические задачи, так и исследовательские: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал, выдвигать гипотезу и осуществить мысленный эксперимент, анализировать ход поиска решения задач.

Начиная с 3 курса в ходе изучения дисциплин экономического и предпринимательского цикла студенты факультета знакомятся с основами проведения исследований по экономическим проблемам, которые заключаются в главных вопросах экономики: «что продавать?», «для кого разрабатывать производимый и продаваемый продукт?» и «как с какими затратами производить и продавать продукт?».

Созданная студенческим научным объединением проблемная группа по направлению «Особенности проведения исследований в предпринимательской среде образовательных учреждений» пытается решить такие вопросы и проблемы как:
• изучение состояния потребности в педагогических кадрах;
• нереализованные потребности в образовательных услугах студентов института;

• повышение конкурентоспособности выпускников педагогического вуза на рынке труда;
• выявление желаний выпускников средних общеобразовательных учреждений направления получения образования в учреждениях ССО и ВПО;
• выявление связи уровня получаемой подготовки выпускников в школах с их желанием и выбором учебного заведения;
• выявление потребности в образовательных услугах для подготовки к поступлению и дальнейшему обучению выпускников общеобразовательных школ.

В ходе поиска решения этих проблем студенты обращаются в органы управления школ, городские и районные комитеты по образованию, проводят наблюдения и беседы с респондентами, которыми выступают школьники старших классов, студенты педагогического вуза: не только факультета технологии и предпринимательства, на котором обучаются, но и других факультетов.

Как и любая исследовательская деятельность начинается с малого, с первого шага, в ходе которого студенты определяют направление проблемной области, проводят маркетинговое мини-исследование для конкретизации проблемы. Обобщая результаты своих предварительных исследований, они выступают с докладами на студенческих научных конференциях.

Следующим шагом в их научно-исследовательской деятельности становится расширение поля исследования той же самой проблемы для выявления возможности связей и взаимозависимостей с другими факторами и явлениями, такими как платность образовательных услуг, формы проведения и оказания образовательных услуг и как результат этой работы группой студентов разрабатывается вариант решения проблемы.

В ходе таких исследовательских работ у студентов меняется самооценка деятельности, они начинают критически относиться к процессу оказания образовательных услуг, в том числе и их платности. Не все проблемы решаются быстро, для решения некоторых требуется не только желание педагогов но и кардинальные преобразования в структуре организации образовательного пространства территории Алтайского края так как участники образовательного пространства самые разнообразные. Рыночные отношения в образовании коснулись не только образовательных организаций, но и государство, в целом.

Ведь подготовка специалистов, финансируемая из государственного бюджета, является актом купли–продажи выпускника общеобразовательной школы – выпускника средне-специальных и высших профессиональных учебных учреждений.

Вот, например, некоторые проблемы, которые попытались решить студенты в ходе исследовательской деятельности по предпринимательским дисциплинам: «Из всего разнообразия дополнительных образовательных услуг будущие абитуриенты отдают предпочтение репетиторству. Так как репетиторство - это система оказания индивидуальных образовательных услуг. Образовательные учреждения могут составить серьёзную конкуренцию репетиторству. Больше того, в скором времени репетиторство может изжить себя.

Мы считаем, что школе есть, что противопоставить репетиторству. Прежде всего, стоит позаботится о росте качества образовательных услуг. Способствовать этому будет: 1. Организация дополнительного образования детей в общеобразовательных школах. 2. Организация муниципальной модели профильного обучения в общеобразовательных школах. 3. Организация подготовки специалистов-тестологов.

Но наиболее оптимальным вариантом будет создание «Центра дополнительных образовательных услуг», который будет размещен непосредственно в школе, где он будет функционировать. На дни выходных и школьных каникул этот центр будет выезжать в сельскую местность и функционировать на базе педагогического училища. В эти дни там смогут заниматься не только школьники посёлка, но и школьники из сёл и деревень района. Во все оставшиеся дни мы предлагаем каждой школе села организовать свой «Центр дополнительных образовательных услуг», где по будним дням будут работать преподаватели своей школы, а по каким–либо определённым дням преподаватели из посёлка (в том числе и преподаватели педагогического училища).

Ведущей задачей педагогического коллектива такого центра станет организация дополнительных занятий, которая позволит вчерашним школьникам поступить в выбранное ими учебное заведение и наименее болезненно приспособится. И это не только о только о вооружении учащихся предметными знаниями, но и о развитии умения учиться – культуры учебной деятельности. Занятия в таких центрах мы предлагаем организовать по направлениям обучения. Для каждого направления определить свой перечень предметов.

Важной частью работы станет проведение тестирования по итогам 2-3-х недельной подготовки. Это поможет ученикам быть хорошо подготовленными к ЕГЭ. Количество учеников в группе должно быть не более 10 человек, так преподаватель сможет приблизиться к индивидуальной подготовке каждого ученика. В таких центрах продолжительность занятий максимально должна быть приближена к продолжительности вузовских занятий, а темп и стиль ведения занятий быть подобным темпу и стилю ведения вузовских занятий. Что касается оплаты таких дополнительных образовательных услуг, то мы предлагаем почасовую оплату.


Здесь можно оставить комментарий

Задать вопрос или отправить заявку на наши услуги

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
 

Это тоже интересно


Посмотреть все статьи »



Запомнить сайт

Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле